Китайские евреи представлены двумя отдельными, не связанными между собой общинами. По разным данным, первые жили в Кайфэне от 1000 до 2000 лет. Второй появился в результате миграции из многих европейских стран во второй половине ХХ века.
Исторические предпосылки переселения евреев
Древняя традиция гласит, что 70 еврейских семей прибыли в Китай еще в I веке (в других источниках упоминается X или XI век нашей эры). В XII веке они купили землю в Кайфене и основали там первую синагогу, которая просуществовала до XVIII века. Местные власти разрешили им жить в мире, так как среди населения не было антисемитизма.
Еврейские общины занимались коммерческой деятельностью и активно расширяли свои владения. Китайский император династии Сун дал им свою фамилию, а также имена шести старших министров, которых они носят сегодня. Об этом свидетельствуют древние каменные стелы в Национальном музее.
К середине 17 века евреи Кайфэна добились выдающегося положения в государственных учреждениях, а к концу 19 века они почти ассимилировались с местным населением.
Факт. По некоторым оценкам, таких евреев в начале 20 века было около 40 миллионов.
Европейцы начали прибывать в Китай после окончания Опиумных войн, основывая национальные поселения. Еще более крупные еврейские поселения начали возникать в Маньчжурии в ХХ веке в результате масштабных миграций из Российской империи. Вторая волна из России была связана с белой эмиграцией.
Сколько китайских евреев
Ответить на вопрос о том, сколько евреев сегодня живет в Китае, практически невозможно, потому что большинство из них за время своего существования в этой стране активно ассимилировались с местным населением. По последней переписи населения (2010 г.) к этой этнической группе относятся около 800 человек:
- около 800 человек в КНР,
- Около 100 человек в Китайской Республике.
Евреи Маньчжурии
Массовое перемещение евреев в район Маньчжурии было вызвано строительством Восточно-Китайской железной дороги в 1896 году. Их привлекала не высокая заработная плата, а абсолютное отсутствие антисемитизма со стороны властей и местного населения.
Факт. Известный китайский ученый, путешествующий по Америке, доктор Конг-И-Лонг писал в 1900 году, что китайцы проявляют терпимость и не преследуют евреев.
Это были опытные врачи, бизнесмены, архитекторы и дипломаты, вложившие значительные средства в развитие Китая. После нескольких погромов против евреев в Российской империи, которые привели к дополнительному притоку людей, в начале 20 века возникли новые еврейские общины в таких городах, как Тяньцзинь, Далянь и Харбин.
В результате гражданской войны 1918-1923 годов и массовой эмиграции русского населения количество евреев в Маньчжурии значительно увеличилось.
Сообщество Харбина стало самым большим и высоким:
- в 1903 г. — 300 человек,
- В 1914 г. — 5,5 тыс.,
- В 1920 г. — 25 тыс.,
- В 1931 году — 15 тыс.
В 20 веке евреи Харбина играли важную роль в финансах: они владели тремя банками, один из которых (Еврейский банк) просуществовал до 1959 года. В 1908 году они основали первый сахарный завод в Маньчжурии. Вместе они основали более 500 компаний в пищевой промышленности. В Харбине построены две синагоги, закрытые в 1950-1960 гг., Несколько высших еврейских учебных заведений, публичная библиотека, больницы и редакции газет. Местные власти поддерживали деятельность предпринимателей и совершенно не преследовали их. В концертах приняли участие всемирно известные артисты, а образование было на очень высоком уровне.
Уменьшение количества еврейских общин в Маньчжурии началось после продажи ХЕЛ в 1935 году правительству Маньчжурии (новое государство в Китае, оккупированное Японией, существовавшее с 1932 по 1945 год). Произошел массовый исход евреев из Маньчжоу-Го, потому что новые власти с подозрением относились ко всем иностранцам. Всего за 1935-1936 гг. Из Маньчжурии выехало более 2000 человек. Евреи, из них 1,5 тыс. вернулся в Советский Союз.
После окончания Второй мировой войны условия жизни евреев в Маньчжурии значительно ухудшились из-за тяжелой экономической ситуации, инфляции и негативного отношения властей к русскоязычному населению в результате ухудшения российско-китайских отношений. Произошла массовая миграция евреев в Советский Союз и Израиль.
Евреи Гонконга
Еврейская община Багдада, Бомбея, Каира и Англии была основана здесь в 1857 году после передачи Гонконга (Сянган) Великобритании и оказала большое влияние на экономику Китая.
Среди городских чиновников и преуспевающих предпринимателей было много евреев, среди которых выделялись следующие семьи:
- Сассун,
- Кадры,
- Hardun,
- Эззра,
которые открыли филиалы своих крупнейших международных компаний.
Особенно влиятельной была семья Сассун, на долю которой в 19 веке приходилась значительная доля международной торговли опиумом. Они также расширили свое влияние в сфере транспорта и складского хозяйства и благодаря многочисленным спекуляциям на рынке недвижимости заняли влиятельные позиции в коммерческой и финансовой системе страны.
В начале 1900-х годов китайский еврей по имени Мэтью Натан возглавил британскую колонию Гонконг.
Население Гонконга составляло 100 человек в начале 1920-х, 250 в 1950-х, 200 в 1960-х и 2500 в 1990-х.
Эти факты показывают, что еврейские общины Китая имеют долгую историю. Некоторые из них ассимилировались с местным населением, не отличаясь внешне, некоторые вернулись на историческую родину, а меньшинство не прибыло до второй половины 20 века. Однако неоспоримым фактом является то, что они приложили много усилий для развития Китая, оставив значительный след в его культуре, экономике и истории.