Учения китайских философов и мудрецов

ucheniya kitajskih filosofov i mudrecov Бизнес

Китайская философия как часть восточной философии оказала значительное культурное влияние на сам Китай, а также на Японию, Вьетнам и Корею. Если сравнивать с древнегреческой мыслью, степень влияния аналогична.

10 китайских мыслителей

Богатство китайской философской мудрости можно оценить, проанализировав взгляды основных национальных мыслителей, список которых оказывается впечатляющим.

Лао Цзы

Один из самых известных философов древнего Китая, живший в VI-V вв. До н. Э. Он должен стать автором главной книги даосизма — Дао Дэ Цзин. Биография мыслителя окутана туманом. По одной из версий, он родился стариком, находящимся в утробе матери более 80 лет. Другая версия гласит, что Лао-цзы и Конфуций — одно и то же лицо. Некоторые ученые считают, что философ был исторической фигурой, работавшей библиотекарем при дворе императора Чжоу.

Конфуций

Легендарный деятель китайской мудрости — философ Конфуций. Кунг Фу-цзы родился в семье военного Шуляна Хэ, который умер, когда ему было всего полтора года. После смерти отца будущий мыслитель и его мать покинули семейный дом и отправились в Цюфу. Конфуций с раннего детства занимался самообразованием, что позволило ему добиться официального положения. Затем Конфуцию пришлось отказаться от своей общественной роли и вместе со своими учениками отправиться в путешествие по родной стране, проповедуя свою философию. В конце жизни он вернулся на родину и продолжал работать со своими учениками и литературным наследием Китая до самой своей смерти.

Мэн-Цзы

Философия Мэн-цзы послужила основой для развития неоконфуцианства. Считая человека добрым по своей сути, мыслитель говорил о важности окружающей его среды, которая в конечном итоге делает его тем, кто он есть. Он создал учение об иерархии социальных обязанностей. Только мудрый китаец может занимать высокие позиции в обществе. Если он больше склонен к ручному труду, его место — капитуляция. Мэн Цзы считал гуманность и справедливость основными стандартами.

Гунсунь Лун

Представитель Школы имен, Гунсунь Лунь, родился в эпоху Сражающихся царств (Чжао) и приобрел репутацию способного спорщика. Чтобы провести аналогию, в Древней Греции движение, подобное Школе имен, называлось софистами. Мастер парадоксов, мыслитель, понятный немногим его современникам и будущим ученым. Белая лошадь на самом деле не белая лошадь — это не сразу понятно.

Цзоу Янь

Будущий представитель школы Инь-Ян родился в династии Чжоу и был оценен правителями своего времени. Мыслителя с широким кругозором интересовали не только общественные вопросы, но также география и история. Согласно философии Цзоу Янь, весь жизненный цикл в Небесной Империи после расхождения Неба и Земли определяется действием пяти добродетелей — стихий:

  • Земля;
  • Металл;
  • Древесина;
  • Огонь;
  • Воды.

Сюнь-цзы

Сюньцзы, мудрец-атеист, также занимал высокие государственные должности, но не занимал их очень долго. Согласно его учениям, весь мир развивается и управляется основными силами Инь, Ян и пятью элементами. Боги и духи являются продуктом человеческого воображения, которое стимулируется эмоциями, действием чувств и сердца. Истинный дух мыслителя достигается только после выполнения его истинной цели, и эта цель у всех разная.

Хань Фэй

Мыслитель выступал за господство деспотической формы правления в Китае. Его учение легло в основу политического мировоззрения выдающегося китайского правителя Цинь Ши Хуана, положившего конец эпохе Сражающихся царств. Определяя нормы морального поведения, Хань Фэй связал их с экономическими условиями. Неурожайный год делает людей эгоистичными, хороший урожай порождает гостеприимство и щедрость. Эта точка зрения указывает на критику конфуцианства. Согласно идеям Хань Фэя, принцип творения довольно прост — субъект должен служить правителю, жена должна служить мужу, сын должен служить отцу и т. д.

Дун Чжуншу

Важная фигура в философии, благодаря его активной деятельности конфуцианство достигло статуса главного учения династии Хань. Правитель — небесный вестник, поэтому его дела должны быть направлены на благо людей и поддержание гармонии в государстве. Задача философа — направить действия правителя в соответствии со знаками Неба. Ошибки в правительстве предвещают стихийные бедствия.

Ван Чун

Известный философ, много работал в области медицины и астрономии. Феномен циркуляции жидкости в природе описал Ван Чун. С точки зрения идеологии, он был сторонником даосизма и толковал «Книгу перемен». Благодаря высокой эрудиции ему предложили должность ученого при императорском дворе, но он отказался.

Ван Янмин

Он был одним из немногих мыслителей, открыто выразивших недовольство действующей администрацией. Это привело к аресту, физическим пыткам и последующей ссылке. Согласно Янмингу, философия конфуцианства — это совокупность абсолютных ценностей, существующих в каждом человеке от рождения. Через некоторое время философу удалось сделать хорошую карьеру в Нанкине и стать военным министром. В конце жизни он достиг должности губернатора одной из провинций Китая. После его смерти его учение было внесено в список запретов и оставалось там до 1567 года.

Четыре философские школы

Возникновение четырех основных течений связано с классическим периодом китайской философской мысли:

  • Конфуцианство;
  • Даосизм;
  • монизм;
  • легизм.


Во время династии Цинь легизм стал официальной философией Небесной Империи, а даосизм был принят во время последней династии Хань. Примерно в I веке до н. Э. Конфуцианство также прижилось. Эти течения определяли основные направления китайской мысли до ХХ века. Что касается буддийской философии, можно сказать, что она распространилась в шестом веке.

Ранние верования

Идея цикличности — смены времени дня, сезонных изменений температуры — по-видимому, определяет китайскую науку. Поклонение предкам и жертвоприношения присутствовали в эпоху ранних верований и в древнюю династию Шан. После свержения династии Чжоу родилась концепция Небесного Мандата. Как посланник небес, правитель должен был соответствовать своему высокому положению. В случае нарушений он мог быть свергнут божественным законом и заменен другим кандидатом, который исполнял бы волю Небес. Археологические раскопки показали, что почитание предков — явление с давними традициями и верованиями. Общество могло стать более светским, но традиция осталась.

Сто школ

Уже упомянутый классический период китайской философии восходит к 500 году до нашей эры. Другое название этого этапа в развитии китайской мысли — Сотня школ. Среди большого количества школ с похожими и разными идеологиями особого внимания заслуживают конфуцианство, даосизм, моизм и легизм. Первоначальная мысль была сосредоточена на вопросах нравственности и государственного управления, то есть была практически ориентирована.

Императорская эпоха

С установлением династии Цинь в Китае легизм стал официальным философским направлением. Ли Ших был убежденным и радикальным сторонником нынешнего и в то же время канцлером при императорском дворе. Он предлагал подавить свободу мысли народов Поднебесной, сжечь классические произведения и начать преследование представителей конфуцианства.

Основные идеи раннего легизма в области социальных дел заключались в следующем:

  • равенство всех перед законом;
  • высшая цель любого правителя — создать могущественное королевство;
  • вся политическая деятельность должна учитывать экономический фактор;
  • вся власть должна быть сосредоточена в руках одного правителя;
  • Для государственных деятелей важен опыт предыдущих поколений.

Влияние легизма продолжалось до конца династии Хань, когда правители приняли даосизм в качестве своей официальной доктрины.

Конфуцианство

Политическая борьба, борьба за власть и общий хаос были характерными чертами эпохи, породившей конфуцианство. Конфуцианство, как философия, ориентированная на практику, было направлено именно на исправление текущего положения дел в государстве и в сознании людей. Стремление к гармоничной жизни и соблюдение принципов морали — вот чему каждый китаец должен посвятить свою жизнь в соответствии с идеями кунг-фу-цзы.

Основная задача — воспитывать гражданина, только на этой основе может быть навязано дальнейшее формирование человеческой души. Тяжелый и долгий труд и самодисциплина могут стать залогом гармоничной жизни в государстве, гарантировать отсутствие войн.

Даосизм

Даосская философия основана на концепции Дао, универсального закона природы, которому должны подчиняться все. Дао также означает путь, по которому следует идти всем, кто хочет достичь гармонии со вселенной. Принцип Дао сулит свободу и процветание в государстве, поэтому каждый должен позаботиться о соблюдении этого универсального принципа.

Однако стремление человека или группы людей к природе не приведет к желаемому результату, напряжение и хаос будут только нарастать. Согласно даосизму, праздность или созерцательная пассивность — это ключ к свободной и счастливой жизни.

Инь и Ян и теория пяти элементов

Доктрины Инь (пассивная женственность) и Ян (активная мужественность) пронизывают всю древнюю китайскую мысль. Эти два принципа дополняют друг друга и определяют ход всего во Вселенной. Все, что мы знаем как противоположности, является отражением действия этих двух принципов.


Другая доктрина — это теория пяти элементов, которая объединяет социальные процессы и природные явления в единое целое, управляемое действием пяти элементов. Концепция пяти элементов проходит через всю древнекитайскую философию.

Легализм

Согласно Сунь-Цзы, этика была необходима, чтобы справиться с негативным аспектом человеческой души. Без моральной философии государство было бы запутанным и спорным. Другой представитель хань-фейского легизма утверждал, что все должно основываться на универсальной практической философии. Его главный принцип — позиция — человек по натуре злой и стремится к личной выгоде. Следовательно, любой государственный строй должен определять строжайший порядок, и нет ничего выше порядка.

Буддизм

Несмотря на то, что буддизм является индийской наукой, его влияние на философскую мысль в Китае нельзя игнорировать. Первое появление буддийской мысли в Поднебесной относится ко времени правления династии Хань. Чуть позже он приобрел еще большую популярность. Буддизм в его индийском варианте не мог прижиться в Китае, поэтому философское мировоззрение иногда подвергалось значительным изменениям. Практика непривязанности и отложенное вознаграждение просветления и нирваны не были близки к трудолюбивому и ориентированному на повседневность взгляду китайцев.

Со временем в китайском буддизме возникли три основные школы мысли:

  • трактаты — с упором на философские вопросы;
  • сутры — сосредоточены на текстах буддийской традиции;
  • Дхьяна — акцентирует внимание на практической стороне (медитация, йога и т. д.).

Моизм

Согласно философии Мо-цзы, основателя мо-изм, основным предметом философской рефлексии должны быть идеи любви и всеобщего равенства. Людям нужно руководство, чтобы помочь им понять, какие традиции лучше всего. Благо для всех — это то, на чем должно сосредоточиться каждое правительство в стране. Это учение, стремящееся к большей пользе для людей, заслуживает поощрения.

Заключение

Китайские мудрецы внесли огромный вклад в культурное и социальное развитие страны. Культ предков, практическая направленность и символизм характеризуют мировоззрение самых выдающихся представителей философской мысли. Влияние философских концепций, восходящих к истокам первобытной мысли, продолжается и по сей день.

Портал Корея
Добавить комментарий